Свяжитесь с нами сейчас
+7-923-428-7091

Опасность выученной беспомощности для особенных детей

Опасность выученной беспомощности для особенных детей

Работая с группами детей, мы обратили внимание на то, что позитивная динамика развития у одних ребят идет гораздо оперативней, чем у их сверстников с похожим исходным состоянием, а у других странным образом подтормаживает, регулярно отбрасывая ребенка к началу пройденных этапов или с огромным трудом позволяя развивать уже имеющиеся ресурсы. Анализ поведенческих особенностей и социальной ситуации развития таких детей привел к тревожному заключению. Неестественным препятствующим фактором оказался формирующийся феномен выученной беспомощности, который настойчиво нивелировал достигнутые результаты и вызывал вторичную аутизацию ребенка. Побороть эту напасть в зрелом возрасте крайне сложно даже обычному человеку. Поэтому срочно рассказываем о самом феномене, о том, как он формируется и как его победить, если он уже проявляется в поведении ребенка.

Феномен выученной беспомощности был впервые описан в середине прошлого столетия. Связан он с необоснованно пассивным поведением человека в проблемных ситуациях. В основе данного феномена лежит уверенность ребенка в невозможности влиять на исход ситуации, что в более зрелом возрасте оборачивается низкой адаптацией в социуме и окружающем мире.

Безосновательная и при этом абсолютная уверенность в собственном бессилии («я не способен», «у меня не получится») или в бессмысленности собственных действий («все равно не оценят / поставят пять / найдут повод придраться») заставляет даже ОБЫЧНОГО и совершенно здорового человека «пассивно взирать на происходящее», мастерски ускользая от необходимости «что-то решать» / «с чем-то справляться», любезно «предоставляя право» другим (или виртуозно «вынуждая» других) делать / исправлять / улучшать что-то за него или для него.

Эгоизм? Лень? Склонность к манипуляции? Внешне поведение похоже, но по факту все иначе.

Обладатели феномена выученной беспомощности, это глубоко несчастные люди, некогда лишенные опыта преодоления, переживания радости победы, воодушевления успехом, наслаждения качественным результатом своей кропотливой деятельности, иногда потерявшие, а иногда так и не нашедшие смысла приложения своих усилий и преодоления трудностей.

Важно отметить, что формированию феномена выученной беспомощности способствует не только безразличие взрослых к настоящему и будущему ребенка (к текущим событиям его жизни, интересам, стараниям, успехам, перспективам), но и чрезмерной опекой с безудержным желанием оградить ребенка от проблем и забот, и серьезным намерением «сделать из ребенка успешного человека». Такой казус – вроде бы стремились к одному, а рискуем прийти совершенно к другому. Чтобы снизить шансы на реализацию данного парадокса в судьбах наших детей, представляем информацию о том, какие ситуации способны формировать в ребенке выученную беспомощность. Список не полный, но все главное есть.

Ситуации, напрямую способствующие формированию выученной беспомощности.

  1.  Когда ребенок привыкает к тому, что к нему относятся как к «маленькому» — поощряя сохранение детских качеств (непосредственность, наивность, игривость), снижая уровень требований, длительное время предоставляя ребенку опыт легко достигаемого успеха, всячески оберегая от опыта преодоления трудностей, принятия ответственности, лишая возможности проявлять и развивать свой реальный потенциал, чувствовать себя «уже большим, серьезным, много чего умеющим».
  2.  Когда ребенок привыкает к тому, что другие за него что-то делают или авторитарно руководят его действиями (из-за неверия в его возможности, в целях экономии времени, из желания быть нужным, значимым для ребенка и т.п.). Сначала взрослые лишают ребенка возможности и смысла действовать самостоятельно – экспериментируя, добывая знания, получая удовольствие от создания чего-то своего, испытывая радость и гордость за результат, наполняясь чувством собственной «могущественности», успешности, состоятельности. А затем и сам ребенок лишает взрослых возможности сохранять автономность, начиная пассивно ждать или настойчиво требовать от них привычной «помощи» (выполнения его работы или беспрестанного руководства его действиями).
  3.  Когда ребенок привыкает к тому, что за комфорт (его или собственный) взрослые беспокоятся больше, чем за перспективу развития. Ребенок мало трудится, много отдыхает, часто развлекается, занимается чем хочет и когда захочет, беспрепятственно нарушает принятые нормы и правила (иногда даже получая вознаграждение в виде подарков, прекращения сложных для него занятий и т.п.). В данных условиях формируется такой стиль жизни, при котором пребывание в приятных и комфортных условиях помогает ребенку развивать навык не столько личной эффективности, сколько беззаботного прозябания.
  4.  Когда ребенок привыкает к тому, что в него никто не верит — часто выслушивая в свой адрес уничижительные реплики, концентрирующие внимание на фактах, которые демонстрируют, что он «не может», «не справляется», «не успевает» и т.д. Вера не требует доказательств своей правоты и отвергает то, что ей противоречит. Чтобы не стать отвергнутым, ребенок учится жить в рамках веры окружающих в свое неблагополучие – действуя хуже, чем может, скрывая, отрицая или оспаривая факты, которые указывают на его дееспособность в целом или явную успешность в том или ином виде деятельности.
  5.  Когда ребенок привыкает к тому, что за ошибки его ругают, высмеивают или наказывают — у ребенка не формируется конструктивного отношения к ошибкам, не формируется привычка видеть в них подсказки к повышению эффективности своих решений и действий. Ребенок привыкает либо игнорировать ошибки («не замечать» и, соответственно, не исправлять их), либо тщательно избегать ситуаций, где предположительно может ошибиться. Он перестает решать сложные и новые задачи, начинает отдавать предпочтение выполнению простых и знакомых заданий, с которыми умеет давно и хорошо справляться. В качестве мотивационной стратегии формируется стратегия избегания неудач.
  6.  Когда ребенок привыкает к тому, что реакция окружающих на любой результат его деятельности отсутствует или негативна – что бы он ни делал и какие бы результаты ни получал, взрослые сдержанно молчат, недовольно ворчат, расстроенно вздыхают или скептически шутят. Даже если ребенок усердно корпел или увлеченно трудился над выполнением задания, даже если полученный результат оказался лучше предыдущего. В этой ситуации у ребенка теряется смысл углублять и использовать свои знания, осваивать и развивать умения, обретать и оттачивать навыки. Исчезает мотивация повышать качество результата и справляться с задачами лучше. Формируется негативное отношение к своей продуктивности и вера в неподконтрольность любых ситуаций: «Что бы я ни делал, все или плохо, или бесполезно».

Как видите, чтобы сформировать в ребенке выученную беспомощность, не обязательно постоянно его «гнобить». Вполне достаточно необоснованно занижать или завышать планки, «не замечать» его усердия и инициативы, откровенно игнорировать или скептически воспринимать результаты его деятельности, регулярно «тюкать» за ошибки, погромче озвучивать сомнения в его способностях и возможностях, побольше делать что-то за него, пореже нагружать делами и заботами и почаще оставлять в покое при малейшем проявлении недовольства или дискомфорта. Поступая так, можно быть уверенным, что совсем скоро ребенок станет пассивным, неадаптивным и пожизненно нуждающимся в вашей всеобъемлющей и всемерной помощи. Сказанное выше касается абсолютно всех детей — и обычных, и особенных.


Однако в случае особенных детей наличие феномена выученной беспомощности усугубляется его выраженным негативным влиянием на динамику психического развития ребенка. Почему? Потому что многое из того, что целенаправленно активизируется в коррекционной работе, действием данного феномена атрофируется. Многое из того, что активно развивается и формируется — им же оперативно сворачивается и утилизируются. Процессы оказываются настолько противоборствующими, что динамика развития словно «топчется на месте» — прогресс сопровождается откатами, новые достижения падают в зыбкую почву неуверенности ребенка в собственной успешности, с огромным трудом укореняясь и развиваясь.


Совершенно очевидно, что всем нам — родным и близким особенных детей, работающим с ними педагогам и специалистам, — хочется совсем другого. Мы желаем всем нашим детям активной позитивной динамики в развитии, радости в глазах от ощущения своей состоятельности и полноты красок внутреннего мира. Мы ратуем за то, чтобы наши дети верили в свои силы, с интересом воспринимали новые задачи, умели целенаправленно действовать, творчески мыслить, справляться с трудностями и добиваться успеха. Иначе говоря, всем нам категорически важно во всех сферах жизни ребенка формировать и надежно закреплять в нем альтернативу описанному выше феномену. А это значит, что в общении, игре, образовательном процессе очень важно создавать ситуации, прямо противоположные тем, что ведут к формированию феномена выученной беспомощности.

Поскольку мы с вами люди настойчивые, по-хорошему упрямые, преданные своему делу и безгранично любящие наших детей, нет никаких сомнений, что все у нас получится.

***

  • Ольга -

    Материал , что называется, «по полочкам». Родителям расти вместе с ребенком и уходить от собственных шаблонов в поведении и коммуникации с ним тоже просто необходимо. Как правило, когда пытаешься посмотреть на своего ребёнка со стороны , «чужими глазами», видишь парня на несколько лет старше). И на какое-то время меняешь стиль общения с ним. И в привычных бытовых ситуациях вроде стараешься держать ту самую планку.
    Но… Ситуаций, когда абсолютно нет времени ждать от ребенка самостоятельных действий. Ситуаций, когда твой рот с подсказкой, что нужно сделать, открывается раньше, чем нужно. Когда «болеешь» вместе с ним до такой степени, что сразу неосознанно превращаешься в няньку маленького мальчика. Моментов, когда привычно выбираешь ему игрушку\книжку, опираясь на его интересы, особенности и финты. И при этом не возникает и мысли усложнить и организовать процесс преодоления, освоения нового. Когда просто не справляешься со своими эмоциями… Таких ситуаций море! И в них так же надо держать руку на пульсе.
    Спасибо за структурированную статью. Надеюсь, в моей голове информация застрянет крепко)

  • Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *